12 ноября 1935 года в Харькове родилась Людмила Марковна Гурченко, будущая советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица, режиссер, сценарист, писательница.
![](http://mtdata.ru/u3/photo3423/20093844249-0/original.jpg#20093844249)
Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. В семье она была единственным ребенком.
![](http://mtdata.ru/u3/photo356B/20101499890-0/original.jpg#20101499890)
В 1953 году Гурченко поступает во Всероссийский государственный институт кинематографии на курс С.
Герасимова и Т. Макаровой. Через пять лет, в 1958 году, она окончила институт и до 1964 года работала в Театре-студии киноактера.![](http://mtdata.ru/u3/photo4E26/20216864135-0/original.jpg#20216864135)
С 1964 по 1966 год — актриса театра «Современник». В этом театре Л. Гурченко играла в основном второстепенные роли, участвовала в массовых сценах. В кино Людмила Гурченко дебютировала в фильме Яна Фрида «Дорога правды» (1956).
![](http://mtdata.ru/u3/photo7798/20332228380-0/original.jpg#20332228380)
В 1956 году Э. Рязанов предложил третьекурснице Людмиле Гурченко главную роль Леночки Крыловой в музыкальной комедии «Карнавальная ночь». Съемки длились всего пять месяцев. Премьера состоялась 28 декабря. Фильм принес актрисе оглушительный успех и триумф. Песенка «Пять минут» вмиг облетела страну. Л. Гурченко зарекомендовала себя как актриса с яркими вокально-эстрадными данными.
![](http://mtdata.ru/u3/photoF54D/20001446927-0/original.jpg#20001446927)
В 1958 году ее талант блестяще проявился в другом фильме — с подчеркнуто музыкальным названием — «Девушка с гитарой». В этом фильме молодая актриса предстала искренней, верящей в добро, жизнерадостной, полной сил.
![](http://mtdata.ru/u3/photo0543/20116811172-0/original.jpg#20116811172)
Затем Людмила Гурченко снималась в мелодраме «Гулящая» (1961), драмах «Балтийское небо» (1961), «Рабочий поселок» (1966), военной драме «Роман и Франческа» (1960), фарсе «Женитьба Бальзаминова» (1965) (на фото), спортивной комедии «Укротители велосипедов» (1963).
![](http://mtdata.ru/u3/photo653C/20232175417-0/original.jpg#20232175417)
И все-таки в 1960-х и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая регулярно сниматься. Так вплоть до выхода в 1974 году производственной мелодрамы «Старые стены» (Государственная премия РСФСР, 1976), в которой актриса сыграла директора ткацкой фабрики, но без налета типичных черт советского руководителя, Гурченко с ее более чем 30 ролями на тот момент оставалась как бы выключенной из большого кинематографа.
![](http://mtdata.ru/u3/photo6FCC/20016758209-0/original.jpg#20016758209)
В 1970-е музыкальные фильмы с участием Гурченко выходят буквально один за другим. В 1972 году она снялась в фильме «Табачный капитан», в 1973-м — в картине «Цирк зажигает огни», на следующий год — в «Соломенной шляпке» (на фото), в 1975 году — в «Небесных ласточках», а еще через год — в картине «Мама».
![](http://mtdata.ru/u3/photoE296/20801341001-0/original.jpg#20801341001)
Ради роли в музыкальном фильме «Мама» Гурченко даже отказалась от роли генеральши в одном из лучших фильмов Михалкова — «Неоконченная пьеса для механического пианино». Во время съемок фильма «Мама» на актрису упал клоун Олег Попов, в результате чего она получила перелом ноги. Съемки Гурченко продолжила в гипсе.
![](http://mtdata.ru/u3/photo7457/20693632397-0/original.jpg#20693632397)
В этот период режиссеры вовсю эксплуатируют музыкальные способности актрисы, однако Людмила Гурченко пытается вырваться за рамки навязанного ей амплуа «эстрадной певицы». Она хотела играть драматические роли и добилась своего.
![](http://mtdata.ru/u3/photoECFB/20362850944-0/original.jpg#20362850944)
Интересными стали ее роли Риты в мелодраме «Любимая женщина механика Гаврилова» (1982) и официантки Веры Нефедовой в лирической комедии Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» (1983). Эти работы были отмечены призами «Золотой орел» — «За лучшую женскую роль» — на кинофестивале в Маниле (1982) и ВКФ-83 в Ленинграде.
![](http://mtdata.ru/u3/photoBEEE/20478215189-0/original.jpg#20478215189)
В том же 1983 году Людмила Гурченко была признана лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран».
![](http://mtdata.ru/u3/photoBBC6/20924360887-0/original.jpg#20924360887)
В 90-е годы, годы развала советского кинематографа, актриса снималась реже. Мало предлагалось хорошего материала, и Гурченко приходилось подходить к ролям более избирательно. Актриса искусно повторяла прежние образы («Прохиндиада-2», 1993), вновь играла независимых женщин, облеченных властью («Нелюдь», 1990; «Белые одежды», 1992), пыталась демонстративно вырваться даже из рамок сюжетного повествования, превращая фильм в эстрадный монолог актрисы («Послушай, Феллини!..», 1993) или музыкальный бенефис («Люблю», 1993).
![](http://mtdata.ru/u3/photo6974/20262797981-0/original.jpg#20262797981)
В поисках новых и необычных ролей она была вынуждена обратиться к антрепризному театру.
![](http://mtdata.ru/u3/photo17F0/20270453622-0/original.jpg#20270453622)
В 2000 году актриса снялась в еще одном фильме Э. Рязанова «Старые клячи».
![](http://mtdata.ru/u3/photoCCB2/20716599320-0/original.jpg#20716599320)
Всю творческую карьеру Л. Гурченко сопровождает концертная деятельность. Сценическое шоу Л. Гурченко — это спектакли одного актера, где она и сценограф, и костюмер, и режиссер.
![](http://mtdata.ru/u3/photo8596/20831963565-0/original.jpg#20831963565)
В 1982 году из печати вышла книга Людмилы Гурченко «Мое взрослое детство». Позже актриса опубликовала книги «Аплодисменты» и «Люся, стоп!» (2003).
![](http://mtdata.ru/u3/photo2F17/20724254961-0/original.jpg#20724254961)
Актриса, снявшаяся когда-то в фильме «Рецепт ее молодости», никогда не скрывала свои годы и тот факт, что неоднократно ложилась на стол пластического хирурга. Среди российских знаменитостей она была своеобразным рекордсменом по количеству перенесенных пластических операций: по разным данным, она сделала их около 17. В последние годы хирурги предупреждали актрису, что операции в ее возрасте небезопасны, однако она заявляла, что обязана хорошо выглядеть, и не собиралась оставлять сцену до самой смерти.
![](http://mtdata.ru/u3/photo072C/20393473508-0/original.jpg#20393473508)
Последней ролью Людмилы Марковны Гурченко стала роль в мюзикле, премьера которого состоялась в день ее 75-летнего юбилея — 12 ноября 2010 года. Это шоу под названием «Марковна. Перезагрузка», в котором соединились телеспектакль, мюзикл и эстрадное шоу.
![](http://mtdata.ru/u3/photoC627/20616546357-0/original.jpg#20616546357)
Первым мужем Людмилы Гурченко был Борис Андроникашвили, сценарист и историк, сын писателя Б. Пильняка и двоюродный брат грузинских режиссеров Георгия и Эльдара Шенгелая. У них родилась дочь Маша (1959), от которой у Людмилы Гурченко есть внучка Елена. Вторым мужем Гурченко был актер Александр Фадеев, третьим — Иосиф Кобзон, четвертым — музыкант Константин Купервейс. Последним мужем Гурченко стал продюсер Сергей Сенин (на фото), с которым она познакомилась во время съемок фильма «Секс-сказка» по Владимиру Набокову.
Незадолго до смерти Людмила Гурченко получила серьезную травму — сломала во время прогулки шейку бедра. Актрисе сделали операцию. В начале марта Гурченко выписалась из больницы и вернулась домой. Источники в медицинских кругах сообщают, что осложнения после операции также могли стать причиной смерти актрисы.
Смотрите также: Неожиданно: вот как выглядит сын актрисы Елены Яковлевой
Свежие комментарии