Императрица Елизавета Петровна отличалась веселым нравом и бурной фантазией. Дочь Петра I обожала феерические шоу и маскарады, охотно принимая участие в их организации. Одной из самых любимых ее затей были так называемые «балы метаморфоз». Для этих мероприятий дамы наряжались кавалерами и наоборот. Аристократы очень не любили подобные праздники, но вынужденно в них участвовали.
Коко Шанель была вовсе не первой, кто предложил женщинам надеть брюки. За два столетия до нее такая идея пришла в голову императрице Елизавете Петровне. Начиная с 1740 года, она десять лет проводила балы с переодеваниями. На них женщины приходили в мужской одежде, а мужчины в женской.
Выглядело такое мероприятие более чем странно. Дамы, неуклюже придерживая путающиеся в ногах шпаги и палаши, топтались в залах дворца в костюмах гусаров и морских офицеров. На них с изумлением из-за вееров глядели бравые вояки, закованные в корсеты и окруженные юбками с фижмами.
Сама Елизавета блистала на своих балах в мужском платье, в котором чувствовала себя превосходно. Императрица вкладывала в свои балы не только душу, но и немалые средства. Ни один монарх до нее и после не тратил столько денег на наряды и представления. Дочь простого в быту и развлечениях Петра Алексеевича поражала дворы Европы размахом. Она никогда не появлялась на людях дважды в одном и том же платье и запрещала это делать своим гостям.
Из-за границы для Елизаветы выписывали тонны нарядов, десятки литров духов и целые караваны предметов роскоши. Именно при ней начали строиться самые великолепные памятники России: Зимний дворец, Петергоф, ансамбли Царского Села. Это дочь Петра основала Московский университет и дала старт эпохе Просвещения в России.
Прощание с патриархальной Русью
Столь бурную деятельность императрицы многие историки объясняют тем, что до нее Россия была патриархальной. Елизавета росла при дворе, где всем заправляли солдаты, мореходы, инженеры и финансисты. До Петра Алексеевича все было еще хуже и женщины не играли вообще никакой роли и даже не допускались на многие мероприятия.
Затем, начиная с правления Екатерины I, власть оказалась в руках женщин. Дамы несколько десятилетий как будто стремились доказать всем, что времена изменились. Разумеется, лучшим способом заявить об этом были балы, на которых роскошь зашкаливала, а дамы заменяли кавалеров.
Если вы считаете, что балы проходили ежемесячно, то сильно ошибаетесь. Каждую неделю расточительная Елизавета Петровна устраивала два бала. Один был масштабным, на 700–800 гостей, а второй для избранных, со 150–200 участниками. Именно бал для узкого круга назывался «балом метаморфоз» и требовал переодеваний.
Приглашение на любой императорский бал было большой честью. Отказаться было нельзя, хотя гости от всей души ненавидели встречи с переодеваниями. Особенно они были неприятны мужчинам, многие из которых были участниками славных морских и сухопутных военных баталий и людьми заслуженными.
Пары на балу метаморфоз выглядели крайне нелепо. Рослые неуклюжие мужчины в пышных платьях и париках, украшенных камнями, топтались рядом со своими невысокими спутницами в военной форме. Императрицу этот контраст очень потешал и она не скупилась на комплименты, выглядевшие как издевки. Впрочем, Елизавета никого не хотела обидеть — она искренне считала, что ее затея должна всех веселить.
Сама царица выглядела в мужском платье великолепно, так как была рослой и статной дамой. Со временем к ней присоединилась еще одна высокородная любительница переодеваний. Через несколько лет все будут знать ее как императрицу Екатерину II.
Из грязи в князи…
Бывало и так, что просто переодевания надоедали царице. Тогда она устраивала еще более шокирующий бал метаморфоз. На него приглашались люди из низших сословий, которых наряжали в роскошные платья аристократов. Елизавету и ее приближенных потешал смущенный вид гостей. Торговцы, на один вечер превратившиеся в графов или горничные, ставшие маркизами, неуклюже вальсировали и безуспешно пытались выглядеть естественно. С чувством юмора у русских монархов всегда было все в порядке.
Впрочем, и тут Елизавета Петровна не хотела никого обидеть или унизить. Ее замысел был благим — такой бал должен был хотя бы на вечер разрушить классовое неравенство и освободить всех от ограничений. Гости из простого народа были освобождены от бремени, лежащей на дворянах. Они не покупали сами баснословно дорогие платья и украшения, а получали их перед балом из неисчерпаемых дворцовых запасов.
Придя к власти, Екатерина II какое-то время продолжала традиции балов метаморфоз, хотя уже и не в таких масштабах. Сама императрица любила неожиданно исчезнуть в разгар веселья и потом появиться перед гостями в форме офицера. Но мероприятия с переодеваниями постепенно себя изжили. Более серьезная и ориентированная на государственную деятельность, чем предшественница, новая императрица упразднила такие карнавалы.
Смотрите также — Как умирали шальные императрицы «галантного века»
Свежие комментарии