На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НОВОСТИ В ФОТОГРАФИЯХ

43 589 подписчиков

Легендарному фильму Соловьева «Асса» 30 лет

Премьера культового фильма кинорежиссера Сергея Соловьева «Асса» состоялась в московском ДК МЭЛЗ 1 апреля 1988 года. Эта криминально-детективная мелодрама-клип, наполненная рок-музыкой, стала манифестом советских неформалов: фильм называли самым точным документом умонастроений времени, полным предчувствий и надежд. Смысл названия, ставшего паролем для целого поколения, до сих пор не могут объяснить и сами создатели ленты. Из множества версий самой достоверной можно считать и самую простую — это аббревиатура «Автор Соловьев Сергей Александрович».

«Асса» режиссера Сергея Соловьева появилась в один из самых интересных моментов современной российской истории — период расцвета авангардного искусства и рок-музыки в СССР.

В фильме приняли участие, снявшись в ролях камео, популярные рок-музыканты (в том числе Виктор Цой), в саундтрек вошли песни Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», Жанны Агузаровой с группой «Браво», группы «Кино». Отчасти поэтому фильм «Асса» стал одним из основных кинематографических произведений русского рока, достигшего пика своего развития во второй половине 1980-х.

Действие фильма происходит в Ялте в 1980 году, зимой. Не обремененная ничем девушка Алика (Татьяна Друбич) оказывается в заснеженной Ялте и в ожидании своего влиятельного любовника Крымова (Станислав Говорухин) снимает комнату у незнакомого парня по кличке Бананан (Сергей Бугаев). Постепенно Алика сближается с Банананом, а в расчетливых отношениях с Крымовым, наоборот, отдаляется, чем вызывает у последнего приступы ревности. Открытый и честный Бананан покоряет Алику своей харизмой и артистичностью, выступая с другом «Витей Негром» в ресторане, где он подрабатывает сторожем.

Девушка оказывается в положении сложного выбора: любовь с себе равным и близким по духу Банананом, а потому — свобода, или статус птицы в золотой клетке с Крымовым. На весах совести балансировали деньги и любовь — долго так продолжаться не могло, что для всех участников любовного треугольника оказалось в итоге роковым фактором.

Крымов даже пытался показать силу своей власти Бананану: дал тому возможность выиграть большую сумму денег и отказаться от претензий на Алику, но юный поэт остался непреклонен и в итоге был убит. Но как только Алика узнает о трагической смерти Бананана, она сама убивает Крымова из его собственного пистолета.

Картину посмотрели 17,8 млн советских зрителей. Премьера фильма могла бы собрать стадионы — показы «Ассы» в шутку сравнивали с решающими матчами по футболу. На экране, как на игровом поле, сошлись две «сборные» — два поколения. Капитаны команд — представители старой и новой формации: «хозяин жизни» и «неформал».

В соответствии с концепцией индийского кино Сергей Соловьев решил, что в его фильме должно быть много музыки, причем современной. Бананан не мог увлекаться советским «официозом», и тогда стали искать представителей контркультуры. Музыкальный редактор принес целый мешок с кассетами песен современных андеграундных исполнителей.

Для съемок фильма Сергей Соловьев специально изучал творчество свободных художников. Ходил по подвалам, где проходили подпольные художественные выставки. Слушал андеграундные песни. И сумел создать на съемочной площадке полную творческую гармонию между старым (Соловьев, Говорухин) и новым (Цой, Гребенщиков) поколениями.

За короткий срок «Асса» собрала феноменальную кассу: свыше 80 миллионов рублей.

Из интервью Сергея Соловьева: «Когда зазвучала песня “Под небом голубым”, весь зал встал, как при гимне Советского Союза, и хором подпевал Гребенщикову. От начала до конца. Потом они сели и стали смотреть дальше. Такое не забудется. Такого не было никогда до этого, и никогда не сможет повториться ни при каких обстоятельствах».

Заснеженные пальмы, обледенелая набережная с портретом Брежнева, кофе с молоком в граненых стаканах закусочной, городской фуникулер. Виды пасмурной Ялты с их необыкновенной зимней красотой под песни Бориса Гребенщикова создают особую атмосферу.

Заснеженная Ялта в фильме «АССА»

Съемки основной части картины проходили в Ялте, зимой 1987 года, а исторические моменты были сняты в Ленинграде, в Михайловском замке. В «Ассе» блистательно запечатлена именно зимняя Ялта, пальмы в снегу, пустынная набережная. Снег неожиданно выпал в ноябре, что для Ялты не очень типично, — ждали-то устойчивой сухой погоды. А вместо этого вначале полил дождь, и съемочная группа вынужденно бездельничала, изредка заходила на киностудию для примерки костюмов. А потом посыпал снег. По сценарию он был абсолютно не нужен, но именно Станислав Говорухин подсказал, что необходимо обязательно снять такую красоту — пальмы в снегу.

Теперь апартаменты отеля «Ореанда», в которых по сценарию жил Крымов часто специально бронируют для своего крымского отдыха многие известные и не очень (но не бедные) люди. Канатная дорога от набережной Ялты до холма Дарсан стала достопримечательностью города после выхода фильма на экраны. Ресторан, в котором играл Бананан, где обедали Крымов с Аликой, где происходила драка «Майора», куда устраивался на работу Виктор Цой (на место Бананана), находился в правом крыле гостиницы Таврида — рядом с канатной дорогой «Ялта-горка».

Главную героиню зовут Алика — так автор сценария Сергей Ливнев, у которого в то время был роман с актрисой Аликой Смеховой, решил запечатлеть имя возлюбленной, впоследствии ставшей его женой. Татьяна Друбич устами своей героини Алики в фильме говорит о своем имени: «Дурацкое имя, вот и все. Мама хотела назвать Александрой, а отец — Ликой. Сошлись на среднем. Получилось Алика. Дикость, как, впрочем, любой компромисс».

Эпизод с исполнением песни «Хочу перемен» снимался в Зеленом театре ЦПКиО им. Горького в Москве. Вместо оплаты массовки съемочная группа организовала бесплатный концерт «Кино», в ходе которого и был снят эпизод. В связи со съемочной спецификой песня исполнялась под фонограмму. Остальной концерт был отыгран вживую. Публика, пришедшая на бесплатный концерт, была так возмущена долгой подготовкой к съемке сцены, что перевернула пожарную машину, стоявшую наготове по соображениям техники безопасности. Исторические сцены снимались в Михайловском замке в Ленинграде.

Арт-объекты «Коммуникейшен Тьюб» и «Железный Занавес», появляющиеся в фильме как предметы интерьера комнаты Бананана, имеют своего автора . Это художник Михаил Федоров-Рошаль.

Один эпизод в фильме — чистой воды импровизация актера Александра Баширова, сыгравшего фальшивого майора ВВС. Его монолог в милиции о Гагарине был придуман им на ходу, съемочная группа умирала со смеху.

«АССА» стала культовой лентой. Сергей Соловьев не раз признавался: снимал кино про «здесь и сейчас». Но получился фильм на все времена. Актуальными кажутся и строки из финальной песни в исполнении Виктора Цоя.

Смотрите также: Глубокий вдох свободы: блестящие кадры рок-разгула времен перестройки

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх