В Советском Союзе «Киевский» торт котировался так же высоко, как армянский коньяк или конфеты «Птичье молоко». Встретить его в свободной продаже было невероятно сложно. Но зато с узнаваемой коробкой, украшенной листьями каштанов, можно было попасть в самые труднодоступные официальные кабинеты. Конечно же, такой легендарный продукт не мог не обрасти мифами и легендами.
Многие люди старшего...В Советском Союзе «Киевский» торт котировался так же высоко, как армянский коньяк или конфеты «Птичье молоко». Встретить его в свободной продаже было невероятно сложно. Но зато с узнаваемой коробкой, украшенной листьями каштанов, можно было попасть в самые труднодоступные официальные кабинеты. Конечно же, такой легендарный продукт не мог не обрасти мифами и легендами.
Многие люди старшего поколения могут рассказать «классическую» историю «Киевского» торта. Согласно ей, это изделие появилось случайно, благодаря оплошности кондитеров. Работники цеха киевской Кондитерской фабрики имени Карла Маркса забыли вечером поместить емкость со взбитыми белками в холодильник. Продукт простоял при неподходящей для него температуре всю ночь и, разумеется, утратил свою пышность.
Увидев поутру осевшие сливки, кондитеры решили выйти из положения и добавили в сливки муку и орехи. Полученный состав они запекли и получили коржи с невиданными до этого свойствами. Якобы они и легли в основу знаменитого торта. Произошло это событие, если верить «знатокам» в 50‑х годах. То есть как раз в то время, когда в продаже появились первые «Киевские» торты.
Как вы уже поняли, это всего лишь красивая сказка, не имеющая ничего общего с реальностью. Конечно же, в СССР никто не допустил бы подобного творчества, пусть даже успешного, на предприятии пищевой отрасли. «Киевский» торт — это не случайное изобретение работников цеха, а результат кропотливой работы специалистов.
Настоящая история «Киевского» торта
Родители этого сладкого чуда — кондитеры Константин Петренко и Надежда Черногор. Они предложили новую рецептуру торта в 1956 году и ее не могли не утвердить. Историк кулинарии Павел Сюткин рассказал о составе кондитерского изделия, не имевшего когда-то аналогов в мире.
Можно себе представить калорийность этого белкового «монстра», способного повергнуть в шок современных любительниц правильного питания и диет. О креме для этого торта стоит рассказать отдельно. В разные периоды истории изделия он сильно отличался. Первоначальный вариант — крем с игривым названием «Шарлотт», был заварным, яично-масляным.
Это был прекрасно подходящий для торта компонент — легкий, воздушный и безумно вкусный. Но в начале 60‑х от него отказались по требованию санитарной службы. Крем «Шарлотт» очень быстро портился и в несвежем виде представлял для лакомок серьезную опасность. Поэтому начали использовать масляно-сливочный крем — более тяжелый и менее изысканный по вкусу.
В первые годы выпуска в «Киевский» торт добавляли орехи кешью, но это длилось недолго. Экзотический компонент поставляла в СССР дружественная Индия по контракту, рассчитываясь за советские товары. Когда действие договора закончилось, кешью стал слишком дорогим удовольствием и его заменили на фундук. Спустя время торт еще удешевили, начав использовать самый обычный арахис.
Торт, открывающий двери
Особой фишкой торта стало его оформление. На его верхней части рисовали кремом листья и соцветия каштана — символа Киева. Это дерево всегда украшало украинскую столицу и его высаживали вдоль главной улицы города — Крещатика. Каштановые мотивы были изображены и на коробке торта, дизайн которой многократно изменялся, но сохранял общую концепцию дизайна.
В СССР торт был вожделенным киевским деликатесом, который старались заполучить любым способом. Каждый, кто бывал по работе или в качестве туриста в Киеве, засыпался просьбами родных, друзей и коллег привезти им торт. Но даже в украинской столице купить его было непросто, поэтому многие знали о вкусе торта только понаслышке.
Киевский ресторатор Федор Баландин рассказал о невероятной богемности торта так:
Острословы называли поезд Киев — Москва «тортовозом». Коробка со знакомым орнаментом была самой распространенной ручной кладью его пассажиров. Его умудрялись подвергать глубокой заморозке и вывозить в качестве сувенира даже за границу. Да что там говорить — «Киевский» очень любили генеральный секретарь Леонид Брежнев и министр иностранных дел СССР Андрей Громыко. Для высокопоставленных сладкоежек торты делали по спецзаказу. Один из самых больших экземпляров весил 5 кг и имел три яруса.
«Киевский» торт сегодня
Сегодня «Киевский» торт потерял свой элитный статус. Его производят десятки кондитерских компаний в Украине, России и даже в странах дальнего зарубежья. Доступность ингредиентов и оригинального рецепта также дают возможность приготовить этот шедевр в домашних условиях, причем в классическом советском исполнении, с кремом «Шарлотт» и орехами кешью.
А что можно сказать о «Киевских» тортах, изготовленных сегодня на родине продукта — в Киеве? Фабрика им. Карла Маркса сейчас принадлежит компании «Рошен» и по-прежнему производит эти торты. Более того, фирма постоянно судится с другими производителями, отстаивая право на бренд. Что касается вкусовых качеств, то знающие люди с сожалением констатируют, что «Киевский» уже «не торт». Заменители и добавки сделали его приготовление проще, а срок хранения продолжительнее, но свою прелесть торт давно утратил.
Смотрите также — 22 невероятно красивых торта, ради которых можно напрочь забыть о калориях
Свежие комментарии