На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НОВОСТИ В ФОТОГРАФИЯХ

43 594 подписчика

Свежие комментарии

  • Алекс Сэм
    ЛСД кушает художникСны, реальность, ...
  • Алекс Сэм
    Как всегда в вашем приложении одно фото и всё, а где девятнадцать обещанных?Подловили: 19 нев...
  • валерий лисицын
    "Чем больше узнаю людей , тем больше я люблю собак". Не помню кто сказал , но сказано верно.Как видят собаки

Хранители времени

Фотограф Варвара Кузьмина объездила провинциальные музеи и повстречалась с их хозяйками и хозяевами.

В каждом доме-музее есть две ключевые фигуры: человек, которому посвящен музей, и человек, который посвящает себя служению этому своеобразному культу. Героини этой серии — хранительницы провинциальных домов-музеев. Они работают там не по одному году, а в некоторых случаях — не один десяток лет. Часто это место работы не было их сознательным выбором, так складывалась жизнь, но со временем эти музеи становились чем-то большим, чем просто работой.

Формально эти музейные пространства принадлежат государству, но настоящими хозяйками домов являются хранительницы: именно они сохраняют атмосферу некогда жилого дома. Они готовы обстоятельно и всесторонне рассказывать о бывших обитателях и жизненном укладе ушедшего времени. В отличие от больших музейных пространств, здесь сокращается дистанция между людьми, есть ощущение камерности и интимности. Человек, которому посвящен музей, раскрывается для посетителей не только как ученый или деятель искусства, но и как личность со своими особенностями, причудами и интересами. Хранительницы работают с большой отдачей, но делают это не ради заработка, скорее, просто не могут по-другому. Это не громкая самоотверженность, а такая немного монашеская в самом светлом смысле этого слова. В эпоху бесконечных перемен они сохраняют самобытные места, где каждый новый день имеет право и должен быть похожим на предыдущий.

Поселок Палех, Дом-музей П.Д. Корина. Наталья Васильевна Белова, заведующая Домом-музеем П.Д. Корина (отдел Государственного музея Палехского искусства). Работает в музее почти 2 года. «Многие замечают, что этот дом коринский — он какую-то особую ауру имеет, тут тихо, спокойно. Мне и самой тут хорошо».

Деревня Лизуново, Дом-музей А.И. Мусатова. Степаненко Анна Кузьминична, заведующая Домом-музеем А.И. Мусатова (филиал Александровского литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых). Работает в музее 7 лет. «Прозу Мусатова я знала еще с детства и очень любила его произведение «Стожары». Я родилась и долго жила на Дальнем Востоке, в Лизуново я приехала 17 лет назад и ничего не знала о том, что это родина писателя. Однажды я увидела мемориальную табличку и была поражена, что оказалась на его родине. Это место — отдушина моя, место соприкосновения с интересными людьми и историей. Мусатов был умным, честным, трудолюбивым, гостеприимным, готовым всегда помочь. Мне хочется, чтобы люди знали о таких и брали с них пример. Нужно помнить, откуда мы пришли и что до нас люди жили, что не мы самые лучшие».

Деревня Алепино, Дом-музей писателя В.А. Солоухина. Роза Ларионовна Солоухина, вдова писателя. Принимает гостей с тех пор, как умер Владимир Алексеевич (в 1997 году). «В каникулы, целое лето к нам приезжают, в субботу-воскресенье, я сижу на улице и жду. Чаще приезжают автобусами — в основном я встречаю гостей, иногда дочка помогает или внуки. Все приезжают без предупреждения, никаких согласований. И знаете, я всем рада, никакой платы мы не берем. Мы рады делиться наследием Владимира Алексеевича с людьми».

Владимир, Дом-музей Столетовых. Ольга Николаевна Суслина, старший научный сотрудник Мемориального дома-музея Столетовых Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Заведует музеем 15 лет. «Меня часто спрашивают, есть ли у меня родство со Столетовыми. И удивляются, когда я говорю, что нет. Но это правильный вопрос: ведь за столько лет этот дом и жизнь его бывших обитателей стали для меня родными».

Поселок Палех, Дом-музей И.И. Голикова. Елена Станиславовна Милютина, заведующая отделом современного Палехского искусства Государственного музея Палехского искусства. Работает в музее 33 года. «Такие музеи, особенно в последние годы, как мне кажется, важны. Они дают понимание, что ты частичка этого народа, а не Иван, своего родства не помнящий. Вот это полотенце на кухне принадлежало моей бабушке. Она это полотенце сто лет назад соткала себе в приданое. А я его сюда принесла много лет назад, вот оно — мое отношение к этому месту».

Иваново, Дом-музей семьи Бубновых. Кабанова Альбина Александровна, заведующая Домом-музеем семьи Бубновых (отдел Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина). Работает в музее 14 лет. Долгое время музей не работал и был в запустении. С 2001 года практически создавала музей заново. «Пришла сюда — бурьян рос, все своими руками вырубала, каждый камушек на дорожке моими руками выложен. Мы работаем очень разносторонне, водим экскурсии, отмечаем все народные праздники, проводим мастер-классы, музыкальные гостиные. На музыкальные гостиные приходит творческая интеллигенция, музыканты играют бесплатно. Сложно, конечно, все это организовывать, но находятся люди, готовые помочь. На день рождения Бубнова собираем его родственников, в этом году 25 родственников из России и зарубежья приехало».

Ковров, Дом-музей В.А. Дегтярева. Павлова Нина Борисовна, главный хранитель Ковровского историко-мемориального музея. Котомин Михаил Владимирович, специалист по культурно-образовательной деятельности Ковровского историко-мемориального музея. Михаил Владимирович работает в музее около года, Нина Борисовна — основательница музея, занималась музеем 36 лет и продолжает консультировать Михаила Владимировича. Михаил Владимирович: «В домах музеях особая атмосфера, они не просто рассказывают, какой это период и человек. В обычных музеях экспонаты собраны искусственно, а тут вы пришли в дом — и есть ощущение, что хозяин пять минут назад вышел и вот-вот вернется. Они позволяют взглянуть на человека именно как на человека, а не просто как на общественного деятеля. Вот Дегтярев был оружейником, политиком, генералом, но у него с детства было увлечение — разведение цветов». Нина Борисовна: «Ведь этот дом — не просто памятник Василию Алексеевичу, но и всем тем, кто с ним вместе трудился в годы войны. Это память обо всех нас, о наших отцах и дедах».

Королев, Дом-музей С.Н. Дурылина. Лебедев Геннадий Васильевич, директор Дома-музея С.Н. Дурылина. Работает в музее 17 лет. «Мир стоит на любви, которой нас Господь покрывает, а наша задача — делиться любовью с ближним. И вот хозяева этого дома при жизни так источали любовь, что мы до сих пор греемся в ее лучах».

Село Ново-Талицы, Дом-музей семьи Цветаевых. Полякова Александра Александровна, директор Дома-музея семьи Цветаевых. Работает в музее 4 года. «У нас в культуре основная часть людей работает на энтузиазме. Люди просто влюбляются в музей или место и остаются. В маленьких музеях работать непросто: ведь в больших музеях есть четкое разделение обязанностей, а в маленьких все занимаются всем, ритм работы еще тот. Многие думают, что в музее скучно работать, но нам совсем некогда скучать».

Село Давыдово, Дом-музей композитора А.П. Бородина. Татьяна Константиновна Ерлыкина, хранитель Дома-музея А.П. Бородина (филиал Камешковского районного историко-краеведческого музея). Работает 6 лет. «Знаете, народ всякий. Вот буквально позавчера были у меня муж с женой и с ними отец, дедушка 90 лет. Я ему стульчик принесла, подумала, что ему тяжело будет два часа экскурсию стоя слушать, а он за мной стал везде ходить и очень внимательно слушал. Бывает, школьники приезжают, особенно из музыкальных школ. У нас даже можно поиграть на музыкальных инструментах, которые находятся в музее».

Фурманов, Дом-музей Д.А. Фурманова. Клюкина Нина Анатольевна, заведующая Домом-музеем Д.А. Фурманова (филиал Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина). Работает в музее 26 лет, из них 25 — заведующей музеем. «Музей — это мой дом. Мне иногда звонят и спрашивают, где я, и я говорю, что я дома, когда я в музее. У нас коллектив небольшой, восемь человек. Мы как семья. У нас постоянно идет творческий процесс, мы что-то придумываем. Мне приходилось создавать его практически с нуля. Тут очень много вещей жителей нашего города и моих в том числе, за последние двадцать лет мы ничего не купили у горожан, нам все просто так отдают и дарят. Вот из моего дома стол и стулья, на которых мы с вами сидели, посуда, утварь всякая».

Александров, Александровский литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых. Лев Кивович Готгельф, директор Александровского литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых. Основатель музея, работает тут 24 года. «Музей — это дело второй половины моей жизни, до этого я был физиком-электронщиком. Случилось так, что в конце 70-х узнали, что Цветаевы жили в Александрове, и с 1982 года мы начали тут проводить Цветаевские праздники поэзии, сейчас это старейший Цветаевский фестиваль. Ну и на волне этих праздников музей родился. Как только появилась возможность создать фонд музея, мы открыли счет, и со всех концов страны, тогда еще СССР, деньги пошли: из Прибалтики, Таджикистана, с Чукотки. На эти деньги был выкуплен этот дом и построена первая экспозиция».

Поселок Палех, Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина. Наталья Борисовна Бушкова, заведующая Музеем-мастерской Н.В. Дыдыкина (отдел Государственного музея Палехского искусства). Работает в Палехском музее больше 30 лет, в Музее-мастерской работает 11 лет. В девичестве Корина (в Палехе есть Дом-музей П.Д. Корина). «Я должна об этом рассказывать, чтобы люди знали свои корни, особенно молодежь. Вот люди приходят на экскурсию, не знают ничего, а уходят с тем, что совершили открытие».

Верхняя Троица, Мемориальный дом-музей М.И. Калинина. Наталья Васильевна Рыбасова, заведующая Мемориальным домом-музеем М.И. Калинина (филиал Тверского государственного объединенного музея). Музей появился в 1940 году, имеет богатую историю. Последние пять лет в нем работает Наталья Васильевна. «Когда я пришла в этот музей, мне сразу сказали, что экскурсии я буду водить для удовольствия, тут больше работа в связи с сохранением. Так и оказалось. Тут два дома, им по 150 лет, представляете, сколько работы: то крыша разваливается, то еще что-то сломается. Есть у меня здесь работник — мой муж, помогает мне за территорией ухаживать. Есть такое выражение — «служу театру»; моя жизнь и музей — это уже настолько все переплелось, где заканчивается одно и начинается другое — трудно сказать. Вот, например, в этом году за две недели отпуска вдруг оказалось, что я могу два дня не быть на работе».

Деревня Дягилево, Палехский район, Дом-музей Н.М. Зиновьева. Елена Александровна Любимова, заведующая Домом-музеем Н.М. Зиновьева (отдел Государственного музея Палехского искусства). Работает в Государственном музее Палехского искусства 37 лет, из них около 30 лет — в Доме-музее Н.М. Зиновьева. «Для меня эта деревня стала близкой, жители ее, сам Зиновьев — это моя жизнь. Большие музейные пространства могут на тебя давить, не все люди их воспринимают, а вот дома-музеи могут воспринять все, потому что они близки каждому, это человек, это быт и наше прошлое. Люди уносят отсюда тепло, уют, красоту деревни, душевную радость самого Зиновьева».

Пушкино, Дача-музей В.В. Маяковского. Туркова Наталья Павловна, экскурсовод и хранитель Дачи-музея В.В. Маяковского. 19 июля 2014 года после реконструкции был открыт музей Владимира Владимировича Маяковского на Акуловой горе. Благодаря трудам отца Андрея Дударева дача была восстановлена после пожара в 90-х годах и вновь открыта для посетителей. Хранительницей музея и экскурсоводом является Туркова Наталья Павловна. «Самое главное — возродить здесь жизнь: не ту, которая закостенело-музейная, что один раз пришел — и хватит, а такую, чтобы сюда хотелось приходить, чтобы людям хотелось творить, создавать. Возродить творческую жизнь».

Плес, Дом-музей И.И. Левитана. Ищенко Лариса Валентиновна, заведующая Домом-музеем И.И. Левитана (отдел Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). Дважды устраивалась работать в музей, первый период работы — 1986-1993 гг., второй период — с 2006 г. по сей день. «Здесь очень много чудес случается. Например, как-то приехали двое велосипедистов, пожилые, запыленные, видно, что издалека ехали. Они на билет по копеечке собирали. Я им билеты продала, а потом стала думать, что надо было так их пустить, зачем я им эти билеты продала? И решила я провести им экскурсию бесплатно, а они мне рассказали, что очень давно мечтали о музее Левитана и что они с Сахалина приехали. До Москвы самолетом, а с Подмосковья на велосипедах. Представляете! И мы долго не могли расстаться. Прошло какое-то время, они мне позвонили и сказали: «Вы знаете, мы ведь столько объездили, и наше главное впечатление — это Плес, музей и вы!»»

Деревня Орехово, Мемориальный дом-музей — усадьба Н.Е. Жуковского. Ширканова Майя Константиновна, директор Мемориального дома-музея — усадьбы Н.Е. Жуковского Ширканова Елена Анатольевна, главный хранитель Мемориального дома-музея — усадьбы Н.Е. Жуковского. Историю хранит здесь династия музейных работников. Отец директора музея Майи Константиновны был заместителем у создательницы мемориала Веры Жуковской. Дочь Майи Константиновны — Елена Анатольевна — тоже пошла по стопам деда и мамы, а сейчас и ее дочка уже живет музейной жизнью. Майя Константиновна: «Вот лично мое мнение, кто хранители музея. Это все, кто приезжает сюда. Гости оставляют частичку себя и берут что-то хорошее в зависимости от своего внутреннего мира. Ведь почему дом сохранился? Просто он никогда не оставался бесхозным, как открылся в 1938 году, так ни разу не закрывался, здесь всегда были люди».

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Источник

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх