Когда нацистская Германия в 1939 году захватила Польшу, в самых крупных городах страны были созданы огороженные гетто для евреев. Генрика Росса, который до войны работал в городе Лодзи спортивным репортером, Управление статистики наняло, чтобы делать опознавательные снимки и пропагандистские фотографии с заводов — нацисты использовали рабский труд евреев для снаряжения своей армии.
Когда Росс не был занят этой работой, он на свой страх и риск фотографировал реалии Лодзинского гетто — второго по величине в Польше. Через отверстия в стенах, дверные проемы и складки пальто он снимал голод, болезни и казни. Десятки тысяч евреев высылали из гетто в лагеря смерти в Хелмно и Аушвице, а Росс продолжал снимать. Кроме ужасов холокоста, на его снимках есть и робкие проявления радости: спектакли, концерты, праздники, свадьбы. Каждый такой момент был частью противодействия бесчеловечному устройству жизни в гетто.
(Всего 25 фото)
Источник: Mashable
Генрик Росс
В конце 1944 года стало ясно, что Лодзинское гетто скоро ликвидируют: Советский Союз оттеснял вражеские войска, а в Варшаве поднялось движение сопротивления. Росс понимал, что его могут в любой момент отправить в концлагерь, поэтому собрал 6000 отснятых негативов в законопаченный ящик и закопал его возле своего дома на Ягеллонской улице в надежде, что когда-нибудь снимки найдут.
Генрик Росс
Советская армия окончательно освободила людей, еще остававшихся в гетто, 19 января 1945 года. Из 200 тысяч евреев в городе осталось всего 877, и одним из них был Генрик Росс. В марте 1945 года он вернулся в свой дом и откопал эту «капсулу времени». Половина негативов пострадала от влажности, но оставшихся снимков хватило, чтобы сохранить память о погибших людях.
Фотографии Росса, принадлежащие Художественной галерее Онтарио, до 30 июля можно увидеть в Музее изящных искусств в Бостоне — на выставке «Воспоминания из-под земли: фотографии Генрика Росса из Лодзинского гетто».
Смотрите также: Запретные фотографии: варшавское гетто летом 1941 года, «Лестница мертвецов» в австрийском концлагере Маутхаузен
Свежие комментарии