На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НОВОСТИ В ФОТОГРАФИЯХ

43 589 подписчиков

Парят где хотят: что впечатлило БигПикчу на банном фестивале в Ногинске

С 29 июня по 1 июля на банном курорте «Гуси-Лебеди» в Ногинске прошел фестиваль здорового образа жизни «БаняФест». Сюда съезжаются банные мастера и производители бань из разных областей России и соседних стран, а обычные посетители приезжают семьями в палатках и несколько дней живут на природе у реки.

Редактор БигПикчи съездила на курорт, попарилась в бане, познакомилась с участниками и организаторами фестиваля и рассказывает, зачем туда ехать.

(Всего 60 фото)

Первое, что встречает гостя на входе на фестиваль, — это стенд реконструкторов из «Гарнизона-А». Здесь можно купить настоящую винтажную одежду, а на столе разложены чайные наборы, чайники и кружки: часть с символикой Красной армии, а другая, меньшая часть, — с нацистской.

Пока я расспрашивала, законно ли вообще продавать и покупать такие вещи (оказывается, что да, законно, если продавцу заклеить свастики скотчем, а покупателю потом не демонстрировать их публично) и какую посуду покупают больше (немецкую), начался ливень.

Ребята предложили спрятаться в их землянку, а заодно рассказали немного о себе: они проводят военные игры и участвуют в масштабных исторических битвах. Например, в мае этого года «брали» Рейхстаг в парке «Патриот». Такое начало фестиваля сразу переносит из современной Москвы в середину прошлого века.

Реконструкторский стенд на фестивале, посвященном баням, только поначалу удивляет: на самом деле на «БаняФесте» хватает и других развлечений, и многое здесь связано с историей.

Как объяснил мне один из посетителей фестиваля, банные традиции связаны с историей старой России: когда люди стали переезжать из городов в деревни, эту культуру пришлось воссоздавать заново, в других условиях. Он же рассказал, что слово «банщик» в этой среде считается оскорбительным — только «банный мастер» или даже «пармастер».

Видимо, поэтому здесь собираются те, кто любит природу, историю, Древнюю Русь. Я ни разу не видела в одном месте такого количества людей в «обережных» рубахах. Особенно запомнился мужчина, который в таком виде делал фото на селфи-палку.

На фестивале можно позаниматься на древнерусском тренажере «Правило» (ударение ставится на второй слог) и даже заказать такой себе.

Здесь же продается квас, сделанный без дрожжей — только из ягод, приправ, овса и «солнечного света». На вкус похоже на безалкогольный глинтвейн. Конкретной цены у кваса нет — можно бесплатно сделать несколько глотков, а потом взять с собой бутылку и оставить столько денег, сколько не жалко.

Сам курорт «Гуси-Лебеди», где проводится фестиваль, назван в честь русской сказки, и эта тематика повторяется во всем: в оформлении сайта, в ресторане и в самих парилках. Здесь семь стационарных бань разных видов, у каждой свое название и своя история. Курорт начинался с бани «Снегири»: рядом с ней растет рябина, и зимой птицы прилетают сюда за едой. Здесь же, по легенде, живет Банник — дух бани вроде Домового.

Основатели курорта хотели не просто построить баню, но напомнить посетителям о русской истории и подзабытых промыслах, поэтому другие стационарные бани украшены жостовскими подносами, хохломой и дымковской игрушкой. В казацкой бане «Жар-птица» можно полюбоваться на саблю и аркебузу XVII века.

Когда спрашиваешь гендиректора курорта Анатолия Викторовича, где достать такую редкость, он указывает на странный предмет неясного назначения и серьезно говорит, что это машина времени. Где взяли ружья? Слетали на русско-турецкую войну, что тут непонятного.

Образовательный элемент есть даже в ресторане «Жар» при курорте: здесь предлагают русское меню с цитатами из Гоголя и Гиляровского и рецептами из «Лекций господина Пуфа». Можно освежить в памяти классическую литературу и узнать, как по правилам готовить настоящие суточные щи. Подают мороженого муксуна, пирожки, облепиховый морс и прочие вкусности.

Здесь бережно относятся к человеку и его здоровью. Анатолий Викторович утверждает, что город — агрессивная для человека среда. Он сравнивает городского жителя с радиоприемником, у которого сбиты настройки: когда ищешь нужную частоту и попадаешь в промежуток между конкретными станциями, слышишь белый шум. Здесь, на природе, человека «перенастраивают» с белого шума на гармоничное существование. После бани можно не ехать сразу в город и переночевать в одном из номеров гостиницы.

Сам банный процесс гендиректор курорта сравнивает с рождением ребенка: по его словам, если сравнить перинатальные таблицы Гофа и банный процесс, мы увидим между ними много общего. Сначала человек лежит в бане и ему хорошо — как ребенку в утробе матери. Потом он разогревается и чувствует дискомфорт — то же самое происходит с малышом, когда начинаются роды. А крик при рождении — аналог того крика, когда человек выходит из парилки и окунается в ледяную воду или в снег. «В бане мы рождаем человека», — говорит он.

Чтобы проиллюстрировать это сравнение, «Гуси-Лебеди» сделали свой черно-белый настенный календарь с настоящим рождением человека. Место действия — одна из бань, фотограф — Виктор Скоробогатов, герои — пармастер Владислава и жена фотографа, а потом на снимках появляется и новорожденный сын Скоробогатовых.

С января по декабрь можно наблюдать, как меняется тело женщины до и после родов и как растет ее ребенок.

Пожалуй, у создателей «Гусей-Лебедей» получилось привлечь внимание жителей Подмосковья. Начиная со станции «Металлург» (а это еще довольно далеко от Ногинска) почти каждый прохожий знает, что это за банный курорт такой и как туда добраться.

Когда говоришь об этом Анатолию Викторовичу, он сначала картинно удивляется, а потом смеется: «Конечно, нас знают. Больше скажу, если бы я был гуглом, я бы вообще сделал так, чтобы при запросе “Гуси-лебеди” на первом месте были мы, а не какая-то там сказка».

На берегу реки Черноголовки — большая заполненная книгами библиотека на открытом воздухе, а вдоль заботливо выложенных деревянных настилов стоят ремесленники и продавцы.

Здесь можно купить красивейшие ножи — как кухонные, так и декоративные, авторскую «обережную» одежду и сделанную вручную бижутерию из Беларуси.

Ну и банные веники, конечно.

Для любителей активного отдыха работает веревочный городок.

На фестивале доверительная обстановка: это не похоже на какой-нибудь музыкальный опен-эйр, куда приходят на других посмотреть и себя показать. Даже в инстаграме по хештегу «БаняФест2017» фотографий почти нет: один из организаторов объясняет мне, что посетители равнодушны к соцсетям.

Зато люди открыты окружающим, здесь легко заводить разговоры и есть ощущение, что все вокруг или давно дружат, или знакомы не больше чем через пару рукопожатий.

Похоже, что это огромная компания собралась и поехала в поход на природу. И к каждому можно подойти и пообщаться.

Пожалуй, к этому располагает еще и то, что и баня, и массаж — довольно интимные мероприятия. Обычно мы не видим, как незнакомые люди моют голову в купальнике или разгуливают в банном халате, а тут все на виду.

Еще впечатлило то, как свободно себя здесь ощущают дети. Когда только что приехал из Москвы, где дошкольники даже во двор не выходят одни, непривычно наблюдать за тем, как дети спокойно гуляют без взрослых.

Дети сами забираются в горячую купель — окружающие даже спрашивают, где же их родители.

С веселыми визгами кидают друг друга в реку.

Выбираются оттуда без помощи посторонних.

И вообще чувствуют себя как дома.

На фестивале очень чисто и нет ни одного пьяного человека, хотя алкоголь продается: проносить свои напитки запрещено. Если сказать здесь слово «крафт», собеседник наверняка подумает не о пиве, а о компании, производящей дымоходы для бань.

Генеральный директор курорта объяснил, что чистоте здесь уделяют особое внимание, помня о теории разбитых окон: беспорядок распространяется стихийно, увидишь одну бутылку — решишь, что и тебе можно бросить. Порядок тоже распространяется стихийно: там, где чисто, не мусорят.

Спрашиваю: может быть, все дело в людях? Сюда приезжают те, кто привык к отдыху на природе, патриоты, зожники. Отвечает: нет, можно поехать той же самой компанией на «Нашествие», и будет бардак. Здесь важна именно среда и порядки, которые в ней заведены.

Табличка напоминает покупателям, что за собой нужно убирать самому, а не ждать, пока придет мама.

Фестиваль — раздолье для любителя всяческих удовольствий: не только бани, но и массаж, спа и просто отдых на природе. Мало того что здесь можно бродить босиком и с минимумом одежды, что в жару ценно, — здесь можно бесплатно или по минимальной цене париться в самых разных банях, пока не надоест.

Даже люди, которые любят бани, вряд ли когда-нибудь видели такое количество их видов.

Здесь есть и привычные нам «обычные» бани, и соляные, и термы в палатке, и даже Эпикурова баня.

Местный мастер прочитал мне лекцию о древнегреческом философе Эпикуре и его взглядах, давших начало эпикурейству, а потом показал, что внутри бани. Вместо простой деревянной полки посетитель лежит на эластичном черном коврике с углублением для головы, причем лежит в темноте — горят только красные светодиоды — и под пение птиц. В общем, это нужно попробовать самому.

Здесь же в предбаннике можно проверить, правильная у вас баня или нет.

Рядом с баней Эпикура — купель над костром и искусственный ливень.

Тем, кто хочет построить баню сам, тоже есть из чего выбрать: на территории можно оценить садовые бани «под ключ» и пообщаться с производителями дымоходов и печей.

Весь день на фестивале шел конкурс на лучшего банного мастера, и весь день возле палатки была очередь: люди смотрели соревнование с таким интересом, будто выступает их любимая звезда.

Зрители по очереди наблюдают за парением.

Судьи.

Пока ждали подведения итогов, девушка в народном костюме с завораживающим голосом спела русскую песню о бане.

Уже в конце второго дня фестиваля, перед награждением лучшего банного мастера по итогам конкурса, я села в беседку недалеко от сцены. Подходит мужчина, улыбается: «Чего такая уставшая? Не выспалась? Так и я лег в три часа ночи, а встал в семь, и прекрасно себя чувствую. Рюкзак тяжелый? Да ладно, подумаешь». Объясняю, что у меня проблемы со спиной, и слышу столь же бодрое:

— Посмотри на людей перед сценой. Ткни пальцем в любого, и 80% мужского населения фестиваля окажутся либо банными мастерами, либо массажистами, они тебе помогут.

— Разве грыжу позвоночника лечат?

— Это врачи не лечат, а они все лечат.

Не могу судить о могуществе массажа в целом, но мастеров своего дела здесь действительно много. Мне делал массаж человек, который начал им заниматься в 1989 году — то есть раньше, чем я родилась.

А незадолго до описанного разговора я издалека сфотографировала эту же беседку с какой-то веселой компанией. Они не возмутились, что их снимают, а, наоборот, расплылись в улыбках и стали позировать и махать руками.

Подошла познакомиться, рассказала, что пишу репортаж, и тут мне веселым тоном сообщают: «А вы знаете, что вы вообще-то фотографируете чемпиона по банному мастерству в Удмуртии? Его зовут Станислав Сусекин, проверьте».

Оказалось, что все люди за этим столом — банные мастера из разных областей, победители конкурсов, и приезжают они сюда не первый год. Станислав придумал для таких людей определение «банутые», с ударением на второй слог.

Второй день фестиваля закончился вручением наград лучшим мастерам и просто тем, кто многое сделал для этого праздника и банной культуры.

Зрители с удовольствием аплодировали победителям, происходящее снимал Первый канал, а я смотрела на закат над рекой и думала, что сейчас пора возвращаться в Москву, но этим летом нужно будет обязательно сюда вернуться.

Смотрите также: Азбука русской бани,
Немного о японских банях и прогулка по главной улице Токио

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх