На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

НОВОСТИ В ФОТОГРАФИЯХ

43 589 подписчиков

Ломаем стереотипы: как встретить и провести Новый год в плацкартном вагоне

Петербургский блогер и путешественник под ником periskop рассказывает, как достойно встретить Новый год в поезде: «Если конкретнее — в поезде номер 22 Санкт-Петербург — Мурманск, отправлявшемся с Ладожского вокзала в 19:48 31 декабря.

Наступление Нового года случилось ровно напротив вокзала станции Подпорожье, а уже на станции стыкования Свирь 20 минутами позже сумевшие выбраться на свежий воздух пассажиры праздновали наступление 2018-го петардами, радостными криками и возлияниями.

Вместе с тем этот Новый год порвал множество старых шаблонов, особенно вот этот — в праздничную ночь никто не поедет, кроме тех, кому очень уж сильно надо или кто большой оригинал, поезд будет полупустой, наверное. Оказалось все строго наоборот, но об этом с картинками ниже».

Сперва немного предыстории. Это был второй Новый год в поезде в моей жизни. Первый случился ровно 15 лет назад, с 2002-го на 2003-й и в довольно экстремальных личных обстоятельствах. Тогда я встретил 2003-й в поезде номер 186 Благовещенск — Владивосток, идущем на юг. Где-то в приграничной темени, между Бикином и Дальнереченском. А утром первого января прибыл в морозный и стылый Владивосток, где, погуляв день, вернулся обратно в Хабаровск. Ехал в купейном вагоне, и народу было действительно совсем мало — четыре человека на весь вагон. Этим тогда воспользовались проводники и в первых двух пустых купе устроили свой бригадный сабантуй, с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Мысль повторить этот опыт — насчет встречи Нового года в поезде — зрела у меня примерно с 2014-го, но два года подряд не получалось уговорить на такую авантюру супругу. Все-таки формат праздника семейный, домашний, чинно-благородный. Но осенью 2017-го мы таки решились, рассудив, что раз в 10 лет, наверное, можно провести эксперимент со сменой формата. А то обычно течение праздника до коликов предсказуемо: в 15 часов камчатский, затем приготовления, «Ирония», телик фоном, пугачева-киркоров, куранты-путин, гулянье, опционально хождение в гости. И конечно, переедание — мандарины — феерия салатов. Решили в этот раз сменить обстановку.

Встал вопрос категории вагона. Вообще, на Новый год билеты очень дешевы — 50 процентов зимнего тарифа, и можно было выбирать. Даже СВ в нефирменный поезд в новогоднюю ночь стоил очень либерально. Но мне хотелось посмотреть, как протекает праздник, так сказать, в широких массах — а обратно можно было вернуться уже в категории повыше. Думали про купе, но там есть серьезный минус. Дело в том, что это замкнутое пространство, и если попадутся попутчики не очень правильные, то придется мириться с неудобствами всю ночь. А вот в плацкарте этот недостаток купируется открытостью, и какие-то возмутители спокойствия сразу нивелируются. Так что самое правильное было просто купить два нижних места в купейном отсеке, и тогда широкий столик в общем-то наш законно.

Второй вопрос — направление. Нужно было устроить все так, чтобы ехать ночь, день где-то погулять, вечером сесть в обратном направлении и 2 января утром вернуться в Северную столицу. Я смотрел Смоленское, Ярославско-Ивановское, Вологодское, Заполярное, Белорусское, Великолукское и даже Костомукшское. Московское направление категорически не подходило — там слишком «ненародная» публика на межстоличном сообщении. Но многие поезда 31-го не шли, и выбор сократился до трех лучей. В итоге путем изучения вариантов нашел высокотехнологичный новый вагон со всеми примочками и розетками в мурманский поезд номер 22. Благо, сейчас новый интерфейс в онлайне это позволяет. За 42 дня билетов было еще много, и взяли то, что хотели, — две нижние полки во второй отсек от проводника, до станции Беломорск на мурманском ходе. Но поскольку там было находиться весь день весьма бессмысленно, то решили днем доехать до Кеми в местном «подкидыше», а затем уже погулять там и от станции Кемь уехать в районе 8 вечера домой.

В общем, в последний день 2017 года оставалось только приехать на Ладожский вокзал и занять свои места в новогоднем поезде. Было немного волнительно — сколько будет народу? Какие попадутся соседи? Как будет протекать празднование? С собой взяли мобильный набор еды с традиционным уклоном — холодец, оливье, мандарины, запеченная курица, шоколадки проводницам. Спиртное же было представлено 40-градусным литовским травяным бальзамом «999» в металлической фляге (дабы открыто не нарушать установлений о распитии в поезде) и большой баклажкой слабоалкогольного, но очень вкусного черешневого сидра от одной из локальных пивных нашего района.

Итак, собравшись и загрузив питание, мы убыли на Ладожский вокзал.

Поднимаемся от метро наверх, на входе поставлены рамки, раньше не было. Ага, наш поезд уже с указанием пути.

19:20. О предстоящем празднике сразу напоминает елочка на вокзале. По трансляции уже объявляют посадку. Приехали мы впритык, так что надо спускаться.

И сразу сюрприз с ломкой первого шаблона: народу просто толпы! Жена с удивлением спрашивает: «Ты говорил, что мало народу и поезд будет полупустой! Это точно все на наш поезд?» Я: «Хм, но, кажется, да — именно на наш».

В каждый вагон выстроилась неслабая очередь страждущих ехать именно в новогоднюю ночь. А под поезд нам выдали старенький советский ностальгический «Теремок». Он-то и повезет нас до Свири.

Второй сюрприз: поезд просто гигантского размера. Обычно он гораздо меньше, но в эту ночь, «когда почти никто не поедет», его размер составил аж 21 вагон. Вот это номер. Этого я точно не ожидал. Ладно, идем к нашему 11-му вагону. Народу очень много. Вологодский поезд, стоявший на соседнем пути, был не меньше по размеру.

На входе нас встречают украшения, гирлянды, картинки — все-таки едем из старого в новый год железными колесами!

Вот плацкартный Дед Мороз немного поближе.

В 19:48 тронулись. Теперь проходят проводницы и еще раз проверяют билеты (и документы у тех, у кого электронка). Первая проводница представляется: «Меня зовут Ника, мою сменщицу Елена». Я про себя думаю: «…и начальник поезда Константин Феодосьевич Багрянородный. Ох, какая византийская бригада!» Следует краткий инструктаж про биотуалеты, затем про употребление спиртного (штраф 500 рублей), затем про чай и сладости. Народ слушает молча. Попутчиками у нас на верхних полках оказались: а) молодой человек лет 25, явно программистского вида, с кучей гаджетодевайсов, и б) хрупкая девушка лет 20-22 весьма столичного вида, которая потом сказала, что едет к папе в Мурманск на каникулы. Боковые были сами по себе. Программист сразу же поведал, что у него есть тройник и в розетку можно включаться коллективом, если что. Девушка рассказала про то, что купила билеты из-за цены. «А как же Новый год в пути?» — поинтересовался я. «Да пофиг. Доедем и отпраздную».

Народу в вагон набилось очень много: были свободны только три верхние боковые полки. То есть 51 из 54 человек ехал. В соседних вагонах — то же самое. Интересно, что стены были обклеены «под дерево».

Отсек проводника. Тут тоже была кофе-машина, микроволновка, из новогоднего — гномик на окне с красной шапкой. Вагон и правда совсем новый, с «планшетным» экраном диагностики и управлением устройствами тачскрином.

С нами ехал целый комплект попутчиков: Проводница, Начальник Поезда, стокгольмский Тюлень и моя дорожная Тигриша, которую тут, увы, не видно. И мобильная елочка.

Чай выдали в упрощенных подстаканниках, которые больше в ходу на Украине. Но правило первого чая соблюдать надо, примета такая.

Третий шаблон сломался ближе к 12 ночи: внезапно оказалось, что больше половины пассажиров Новый год не считают важным праздником и банально спят на своих полках. Я потом прошел по вагону ради интереса: праздновали только четыре отсека из девяти, и то не все. Наши соседи тоже все или спали (двое на боковушках и девушка наверху), или уткнулись в гаджет (программист наверху). То есть, получается, бодрствовали в момент курантов примерно одна треть пассажиров. Остальные мирно сопели на полках. Сон важнее.

Ну ладно, а мы отметим момент. Второй железнодорожный Новый год в моей жизни. На фото — 23:59, за окном виден слабо подсвеченный одноэтажный сарай вокзала Подпорожье. В подстаканник наливается горячительное. Куранты и ты ды. Правда, мобильного Путина с собой нет. Киркоровы и «Ирония судьбы» тоже остались на перроне Ладожского, с собой мы их не брали. Потом сходил, поздравил обеих проводниц большими шоколадками, они были очень рады.

Величайшее благо — неограниченное потребление кипятка. Чай, кофе и прочее. У нас с собой был ароматный заварной. Кстати, проводницы активно предлагали кофе, правда, он ночью не пользовался успехом. И еще приятное: в новогоднюю ночь никто не взял с собой доширак и никто его не заваривал.

Через 20 минут после наступления нового года прибыли на станцию Свирь. Тут постоянка меняется на полярную переменку, так что стоянка почти полчаса. Примерно треть пассажиров вагона (те, кто не спал) вываливают на свежий воздух. Тепло совсем, около нуля, мороза нет.

Веселые компании есть, но немного. Более активен 12-й вагон, где ехала большая группа молодежи в Алакуртти, наш — потише. Народ горячительное, конечно же, пьет, но открыто бутылок ни у кого не видно. В кружках, флягах.

Некоторые активно селфятся. Кое-кто стоит у вагона и усиленно строчит эсэмэски.

Видео со станции Свирь.

Пиротехнику жгли не очень активно, но все же было. По платформе ходили трое полицейских, наблюдая за публикой. Но никого не трогали — ни за петарды, ни за фляги с горячительным. Просто смотрели на все внимательно и некоторым даже помогали совладать с ориентацией в пространстве, помогая залезть в вагоны. Забавный момент: в это время мимо проследовал маневровый на малой скорости и погудел публике, вызвав самый горячий отклик пассажиров.

Пожжем бенгальские огни и мы.

После Свири часть вагона праздновала наступивший новый год, но, как я и говорил выше, примерно треть народу. Остальные мирно спали, благо праздновали сравнительно негромко. Удивительно: я думал, все будет гораздо активнее.

После двух часов ночи проводники выключили большое освещение, и все быстро разошлись по полочкам. Наступила тишина. Единственное, что отличало вагон от обычного повседневного состояния, — концентрированный запах мандаринов. Он не ушел с выключением света, а остался напоминанием о том, что эта ночь все же не совсем обычная.

В общем, удалось поспать больше 6 часов, и к 8:30 утра я проснулся вполне отдохнувшим. Пора было помаленьку собираться и пить утренний чай: прибытие поезда в Беломорск по расписанию в 9:29.

А в 9:30 утра мы высадились в синее приполярное утро на станции Беломорск. Было тихо, чуть морозно, но не сыро. Приятная погода и совсем без ветра.

Наш 22-й поезд ушел к полярной ночи, на север, а мы остались здесь и после проверки следования пригородного поезда ушли в город.

Но это уже совсем другая история.

Итак, главные выводы:

  • в новогоднюю ночь едет очень много народу,
  • поезда в эту ночь формируются огромного размера,
  • две трети пассажиров в момент Нового года банально спят.

С наступившим 2018-м, товарищи!

Смотрите также: Плацкарт в японском ночном поезде Sunrise Izumo

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх